Старый Владимир на II фотобиеннале в Петербурге

73a37e2292735a623d62b8541a34f09cНесколько месяцев в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга проходила II фотобиеннале историко-архивной фотографии российских музеев и архивов. Выставка объединила 18 музеев и архивов, в большинстве своём находящихся в провинциальных городах России. В северную столицу свои коллекции привезли Саратов, Архангельск, Новгород, Кострома, Псков, Нижний Новгород, Кимры, Самара, а также Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

Перед зрителями предстали ранее не известные фотографии второй половины XIX – середины XX века, являющиеся документальным свидетельством культурной, экономической и политической жизни страны ушедшей эпохи. Широкий тематический диапазон и многообразие художественных, технических особенностей характеризуют работы как неизвестных фотографов, так и крупнейших российских мастеров светописи – Ивана Бианки, Ивана Болдырева, Альфреда Давиньона, Сергея Левицкого, Андрея (Генриха) Деньера, Вильяма Каррика, Андрея Карелина, Генри Венингера и других.

Экспозиция не просто познакомила посетителей с богатыми фотоколлекциями из собраний российских музеев и архивов. Авторы проекта поставили перед собой задачу ввести музейные и архивные документы в научный оборот, решить вопросы, связанные с атрибуцией работ. Большое внимание было уделено изучению истории фотографии, техники и методов фотопечати. Всё это расширило и обогатило представления посетителей фотобиеннале о российских музеях и архивах в целом и об их фотоколлекциях в частности.

В мае 2014 года вышел в свет каталог II биеннале. Вступительные статьи характеризуют бытование фотографии в российском обществе второй половины XIX – середины XX века и раскрывают изменения, которые она претерпевала на том или ином историческом этапе. Книга состоит из 18 разделов, по числу участников проекта; каждый из разделов альбома иллюстраций предваряет статья, знакомящая с направленностью собрания и содержащая сведения об истории его формирования. Издание дополнено краткими биографиями фотографов, представленных в нём. Издание вышло при поддержке ОАО «Северсталь».

Один из разделов каталога посвящён коллекции фотографий Владимиро-Суздальского музея-заповедника, которая насчитывает 10979 единиц хранения. Тематический состав очень разнообразен и охватывает многие общественно-политические события жизни Владимирской губернии и развитие экономики в крае с 1860-х годов по настоящее время. Фотографий, выполненных в период 1860–1917 годов, немногим более 25%.

В коллекции представлен блок интереснейших как для узкого специалиста, так и для простого обывателя работ. Это фотографии уникальных памятников архитектуры XII века: Успенского и Дмитриевского соборов, Золотых ворот; изображения отдельных зданий и улиц городов Владимира и Суздаля, ансамблей монастырей; панорамные снимки и снимки общего плана.

Две фотографии в тоне сепия с видами центральной улицы и главной площади г. Владимира сделаны (предположительно) В.Г. Кукушкиным, юрьевским мещанином (юрьевской 2-й гильдии купеческим сыном). Разрешение на открытие фотомастерской он получил 16 июля 1874 года. В 1876 году она находилась в селе Орехово Покровского уезда Владимирской губернии неподалеку от Никольской мануфактуры С.Т. Морозова (разрешение на её открытие дано 22 мая 1876 г.), в 1877 году – во Владимире на Владимирском городском бульваре, в 1879–1882 годах – в Пятницком переулке, в доме купца Философова, в 1884 году – в доме купца Филаретова. Позднее его фотомастерская была в Иваново-Вознесенске.

Три фотографии-сепии с видами железнодорожного вокзала во Владимире, центральной улицы с Торговыми рядами и панорамой Рождественского монастыря сделаны известным владимирским фотографом В.И. Кореневым, который владел собственным фотографическим ателье на Большой Московской улице в самом центре города, и начиная с 1897 года на протяжении многих лет фотографировал многих владимирцев.

Примечательно, что Коренев проявил себя и как общественный деятель, выполняя в 1903 году фотографические снимки наружного вида Дмитриевского собора для издания в трудах Владимирской Учёной Архивной Комиссии. 18 мая 1903 года он был избран действительным её пожизненным членом и фотографом.

Чёрно-белая фотография известного суздальского фотографа А.А. Соболева с видом Троицкого собора (XVII в.), представляющая не сохранившийся до наших дней архитектурный памятник, сделана с Преподобенской колокольни Суздаля. На заднем плане фотографии видны ансамбли Спасского и Покровского монастырей. А.А. Соболев – единственный сын крепостных крестьян деревни Брылы села Гончарово близ Гаврилова Посада (Суздальского уезда). Его отец был конюхом, мать служила горничной. Соболев три года учился в Москве часовому делу, затем переехал с родителями в Суздаль, где построил дом в центре города с отдельной часовой мастерской. Приобретение фотографического аппарата, изучение специальной литературы позволили Соболеву заняться фотографией. Разрешение на открытие фотомастерской было получено 29 мая 1892 года. Соболев сфотографировал не одно поколение суздальцев и сделал множество великолепных снимков памятников архитектуры, городской застройки, интерьеров церквей. Особую ценность имеют фотоснимки, запечатлевшие не сохранившиеся до наших дней или частично разрушенные соборы, колокольни, ограды, памятники. В декабре 1928 года фотограф умер. В 1937 году дом, где размещалась его фотомастерская, сгорел. А.А. Соболев – основатель целой династии фотографов: его старший сын открыл собственное ателье в Шуе, другой – во Владимире. Дольше всех работал фотографом С.А. Соболев (1907–1994 гг.).

Пресс-служба ВСМЗ

 

Расскажи другим
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Digg

Оставить Ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*