Выставка «А написал сей образ…»

a7ea5f625d22b655956cd9ef510fe886В выставочном зале «Галерея» Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря города Суздаля открыта выставка из фондов музея-заповедника.

Подписные иконы представляют особую часть культурного наследия России. Авторские надписи на иконах могут сообщать не только имя мастера, но и сведения о его биографии, дате и месте создания произведения, обстоятельствах его заказа и исполнения. Пространные или краткие, эти надписи чрезвычайно интересны для изучения произведений.

Большинство подписных икон относится ко второй половине XVII – началу XX столетия. Авторские надписи на иконах распространились в середине XVII столетия в среде мастеров Оружейной палаты. Жалованный изограф Оружейной палаты, выдающийся художник и теоретик иконописания Симон Ушаков ввёл традицию подписывать свои творения, зачастую довольно подробно. С начала XVIII века количество подписных икон постоянно возрастало, чему способствовало издание Петром I в 1710 году указа всем изографам «подписывати год, месяц и число, в которой он степени, имя свое, и отчество, и прозвание подлинно». В результате нам известно множество имён русских иконописцев, хотя среди сохранившихся памятников количество икон с подписью мастера сравнительно невелико.

В собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника имеется более сорока подписных икон. Сохранившиеся произведения можно объединить в следующие группы: иконы второй половины XVII – начала XVIII века работы Симона Ушакова, его учеников и последователей; произведения местных мастеров XVIII века; памятники XIX – начала XX века из художественных центров Владимирской земли (Мстёра, Палех, Холуй, Суздаль, Юрьев-Польской). Иконы происходят из храмов и монастырей нашего края.

На выставке представлены преимущественно работы местных мастеров XVIII–XIX веков. Провинциальные художники часто стремились подражать «живоподобной манере» столичных иконописцев, но воспроизводили её в упрощённом виде. «Живописное» направление в поздней иконописи представляют произведения Якима (Иоакима) Максимова. Его иконы были написаны под заметным влиянием западных образцов. Черты светской живописи свойственны для творческой манеры работавшего в Суздале во второй половине XVIII века иконописца Петра Горшкова. В числе подписных произведений XVIII века сохранились работы мастеров Стефана Боголюбского, Якова Тощеева, Андрея Пурецкого. Реставрационные работы последних лет позволили расширить круг произведений суздальского мастера Авдея Воскресенского.

В числе подписных произведений XVIII века сохранилась фамильная икона дворянского рода Хметевских, переходившая от отца к сыну. Образ «Богоматерь „Утоли моя печали“», исполненный в 1763 году иконописцем села Березовики Никитой Михайловым, ценен как редкая семейная реликвия.

Академическое направление в поздней иконописи представляет икона «Равноапостольный князь Владимир», написанная в 1882 году академиком живописи К.А. Горбуновым по заказу суздальского городского врача В.Я. Менци для церкви Кирилла и Мефодия при духовном училище.

Отдельную группу составляют произведения современных авторов, написанные в первое десятилетие XXI века. К настоящему времени в музее сложилась небольшая коллекция работ мстёрских, владимирских и суздальских иконописцев: А.Г. Грачёва, В.С. Муратова, С.В. Ратникова, А.Ю. Давыдова, Д.В. Молодкина. Произведения отличаются стилистическим разнообразием и широким кругом иконографических сюжетов.

 

Расскажи другим
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Digg

Оставить Ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*