В предверии парламентского форума сотрудники инспекции по охране объектов культурного наследия обсудили состояние памятников Гороховца

8913184 июня 2014 года в соответствии с графиком деловых встреч с населением области на 2014 год организована встреча с населением Гороховецкого района.

Встреча проходила в здании администрации Гороховецкого района (г. Гороховец, ул. Ленина, д.93). На встрече присутствовали 21 человек: руководители и специалисты администрации Гороховецкого района и поселений; специалисты отделов культуры, архитектуры и градостроительства, комитетов по управлению муниципальным имуществом; сотрудники учреждений культуры; представители общественных и религиозных организаций; собственники и пользователи объектов культурного наследия.

Встреча прошла в преддверии V парламентского форума, посвященного сохранению историко-культурного наследия, в том числе сохранению исторических поселений Росси, который будет проходить в нашей области 19-20 июня. Тема форума очень тесно связана с Гороховцом, который является историческим поселением федерального значения. Более того, одна из рабочих площадок форума – «Малые исторические поселения: развитие музейного дела, туризма, внутрироссийское и международное брендирование» – будет проходить в Гороховце.

Указом Президента России от 28 мая 2014 года утверждена дата празднования 850-летия основания г. Гороховца Владимирской области – 2018 год.

Встреча традиционно прошла в формате обсуждения наиболее важных проблем в сфере культурного наследия:

1. последние изменения законодательства в сфере государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;

2. основные мероприятия по государственной охране памятников истории и культуры, расположенных на территории Гороховецкого района;

3. мероприятия по сохранению объектов культурного наследия, осуществляемые Государственной инспекцией в соответствии с требованиями действующего федерального и регионального законодательства;

4. проблемы, волнующие жителей Гороховецкого района и возможные пути их решения.02

 

I. О последних изменениях в законодательстве в области

государственной охраны, сохранения и использования объектов

культурного наследия

 

7 августа 2013 года вступил в силу Федеральный закон №96-ФЗ от 07.05.2013 «О внесении изменений в КОАП»

В соответствии со ст.7.13 Федерального закона №96-ФЗ:

1. Нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, —

влечет наложение административного штрафа

— на граждан в размере от 15 тысяч до 200 тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 20 тысяч до 400 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 200 тысяч до 5 миллионов рублей.

2. Действия (бездействие), совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, на территориях указанных объектов, на территориях историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) либо в их зонах охраны, —

влекут наложение административного штрафа :

— на граждан – в размере от 20 тысяч до 300 тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 50 тысяч до 500 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 1 миллиона до 20 миллионов рублей.

3. Действия (бездействие), совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, —

влекут наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 15 тысяч до 100 тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 20 тысяч до 300 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 100 тысяч до 1 миллиона рублей.

4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него должностных обязанностей, повлекшие причинение вреда объекту культурного наследия, в том числе выявленному объекту культурного наследия, либо уничтожение объекта культурного наследия, в том числе выявленного объекта культурного наследия, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от 100 тысяч до 600 тысяч рублей.

Кроме того, уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (статья 7.14.1)

— влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 тысяч до 20 миллионов рублей.

Действия (бездействие), совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия,

— влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 1 миллиона до 60 миллионов рублей.

 

Региональное законодательство

Постановление Губернатора области от 22.07.2013 №843 «О Порядке утверждения предмета охраны исторического поселения регионального значения», которое регулирует процедуру определения и утверждения предмета охраны исторического поселения регионального значения.

Постановление Губернатора области от 13.08.2013 №907 «Об утверждении Положения о порядке согласования с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации области проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения».

Постановление Губернатора области от 03.09.2013 №982 «Об утверждении порядка принятия решения о согласовании разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия».

Данное постановление разработано в целях конкретизации порядка реализации администрацией области полномочий по согласованию разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия, представленное ему пунктом 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 №315.

Полномочия ОМСУ

Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено широкое участие органов местного самоуправления в вопросах сохранения культурного наследия.

В соответствии со статьями 14,16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 9.3. Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям поселений и городских округов отнесены вопросы в сфере культурного наследия:

— государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования;

— сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования;

— определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Органы местного самоуправления уполномочены сохранять, использовать и популяризировать объекты культурного наследия, находящиеся в муниципальной собственности, проводить целый комплекс мероприятий в рамках работы по охране памятников истории и культуры местного (муниципального) значения.

Полномочия по государственной охране ОКН осуществляет Гороховецкий район.

Сельские поселения: Куприяновское (от 19.11.2009 №48), Денисовское (от 20.11.2009 №25), Фоминское (от 20.11.2009 №26) передали полномочия по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия в Гороховецкий район

Город Гороховец в соответствии с соглашением о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения от 26.12.2012 №114 также передал данные полномочия в Гороховецкий район.

Ответственное лицо: заведующий отделом архитектуры и строительства администрации Гороховецкого района Ширяева Ирина Капитоновна.

Объекты культурного наследия Гороховецкого района

На территории Гороховецкого расположено 178 объектов культурного наследия:

По историко-культурному значению ОКН подразделяются:

— памятники федерального значения – 38;

— памятники регионального значения – 58;

— памятники местного (муниципального) значения – 12;

— выявленные объекты – 70 .

По типологической принадлежности ОКН подразделяются:

75 памятников археологии;

99 памятников градостроительства и архитектуры;

4 памятника истории;

0 памятников искусства;

0 достопримечательных мест.

Охранные обязательства

В соответствии с действующим законодательством в сфере культурного наследия, памятники истории и культуры могут находиться в федеральной, региональной, муниципальной, частной собственности. При этом необходимо помнить, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия. За нарушение требований законодательства сфере государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия собственники несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность. Пользователи объектов культурного наследия несут аналогичные обременения.

Сохранение культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений – ответственное, трудоемкое и дорогостоящее дело, возложенное на собственников и пользователей памятников.

За 2013-2014 гг. в Гороховецком районе обследовано 32 объекта культурного наследия, оформлено 16 охранных документов.

К сожалению, собственники и пользователи не спешат оформлять охранные обязательства с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия и выполнять установленные ограничения: нести ответственность перед государством и гражданами дело непростое, а в данном случае и затратное. По их мнению, гораздо удобнее сделать вид, что нет информации о том, что данный памятник относится к объектам культурного наследия и охраняется государством, или списать несоблюдение требований охранного документа на отсутствие средств. Государственная инспекция сообщает, что информация об объектах культурного наследия, расположенных на территории области, доступна на официальном сайте органа охраны по адресу: www.giookn.avo.ru.

Физическим лицам, владеющим помещениями в ОКН на праве частной собственности, направлены 35 предписаний о необходимости оформления охранных обязательств, в том числе:

1

Дом жилой, нач. 20 в.

ул. Ленина, д. 3

2

Дом жилой, кон. 19 в.

ул. Ленина, д.26

3

Дом жилой, кон. 19 в.

ул. Ленина. д.71

4

Дом жилой, кон. 19 в.

ул. Ленина. д.75

5

Дом жилой, кон. 19 в.

ул. Ленина. д.76

6

Дом кузнеца Основа,19 в.

ул. Ленина. д.103

7

Дом Котунина,19 в.

ул. Ленина. д.127

8

Дом Калелейкина,19 в.

ул. Набережная, д.28

9

Дом Румянцева,18 в.

ул. Набережная, д.53

10

Дом Белова,18 в.

ул. Набережная, д.54

11

Дом Опаринского, 1880 г.

ул. Саваренского, д.11

12

Усадебный дом (Поляковых), к. 19 в.

ул. Московская, д.89

13

Дом жилой, сер. 19 в.

ул. Московская, д.106

14

Дом Поляковых, 19 в.

ул. Московская, д.83

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в случае отказа собственников от оформления охранных обязательств, Государственная инспекция оставляет за собой право обращаться в суд с иском о понуждении собственников к заключению охранного документа. В связи с тем, что в настоящее время по ряду предписаний уже истекли сроки предоставления документов, Государственная инспекция готовит исковые заявления о понуждении собственников к оформлению охранных обязательств в судебном порядке.

 

Муниципальная собственность

На основании сведений, предоставленных администрацией Гороховецкого района в муниципальной собственности района находятся 14 объектов культурного наследия, в том числе:

11 – ОКН регионального значения

1 – ОКН федерального значения (Дом Селина, XVII в., ул. Набережная, д.42);

1 – ОКН местного (муниципального) значения

1 – выявленный ОКН.

Пунктом 3 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определено, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия.

В целях обеспечения сохранности памятников истории и культуры, исполнения требований Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ Государственная инспекция направила в адрес главы администрации Гороховецкого района А.А. Завьялова 07.11.2013 предписание о заключении охранного обязательства на выявленный ОКН «Памятник В.И. Ленину», расположенный по адресу: г. Гороховец, пл. Ленина. Получен ответ: «Оформить охранное обязательство в настоящее время не представляется возможным, т.к. требуется выполнение кадастровых работ по данному объекту и регистрация прав муниципальной собственности на ОКН, а также поскольку памятник выявленный. Необходимые мероприятия по регистрации права собственности и заключению охранного обязательства запланированы на 2014 год».

До настоящего времени документы не поданы.

В соответствии со ст.18 Федерального закона №73-ФЗ выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с данным Федеральным законом. На выявленные ОКН также должны быть оформлены охранные обязательства, как и памятники истории и культуры, которым присвоена категория историко-культурного значения.

Для оформления охранных обязательств необходимо предоставить в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия администрации области, следующие документы:

— заявление о заключении охранного обязательства;

— копии учредительных документов;

— копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;

— копии свидетельств о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и о постановке на учет в налоговом органе;

— копии кадастровых паспортов на объекты недвижимости;

— копии правоустанавливающих документов на здания и земельные участки (свидетельство о государственной регистрации права);

— документ, подтверждающий назначение на должность руководителя;

— реквизиты: сведения о государственной регистрации, банковские реквизиты.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в случае отказа собственника от оформления охранного обязательства, Государственная инспекция оставляет за собой право обращаться в суд с иском о понуждении собственника к заключению охранного документа.

Кроме того, при совершении сделок с объектами культурного наследия, информацию в обязательном порядке необходимо предоставлять в Государственную инспекцию для оформления охранного обязательства с новым собственником.

В рамках возложенных полномочий, органы местного самоуправления обязаны проводить работы по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, в том числе ремонтные работы в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Государственная инспекция рекомендует заблаговременно предусмотреть разработку и согласование научно-проектной документации на проведение ремонтных работ и в установленные сроки получить разрешительную документацию на проведение указанных работ.

Правонарушения

В соответствии с утвержденным Губернатором области положением о Государственной инспекции и административным регламентом в целях предупреждения, выявления, пресечения и устранения последствий нарушений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Владимирской области Государственной инспекцией в 2013-2014 гг. осуществляется государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Специалистами органа охраны:

— выдано предписаний – 36 (все в 2014 году);

— составлено протоколов – 3 (1 – в 2013 г. и 2 – в 2014 г.):

1. «Почта России» (Гороховец, ул. Советская, д. 9) – нарушение порядка проведения ремонтно-реставрационных работ;

2. «Никольский монастырь» – строительство без разрешения;

3. физическое лицо (Гороховец, Садовая, д. 1) – строительство без разрешения.

Примеры правонарушений:

№ п/п

Наименование

объекта культурного наследия

Информация о выявленном нарушении

Принятые меры

 

«Здание начального училища,

кон. XIX в.»,

Владимирская область, г. Гороховец, Школьный переулок, д. 1.

Не исполнены

условии охранного обязательства, что приводит к разрушению памятника

Подготовлено и направлено исковое заявление о возложении обязанности по исполнению

условий охранного обязательства

 

«Дом Судоплатова (Ершова),

сер. XVII в.»,

Владимирская область, г. Гороховец, ул. Ленина, д. 9

Не исполнены

условии охранного обязательства, что приводит к разрушению памятника

Подготовлено и направлено исковое заявление о возложении обязанности по исполнению

условий охранного обязательства

 

Ансамбль Никольского монастыря,

г. Гороховец, ул. Пролетарская, 12

На территории монастыря осуществлено незаконное строительство 2-х деревянных сооружений

Осуществляется производство по административному делу с целью привлечения виновного лица к административной ответственности, а также подготовлены документы для обращения в суд с целью сноса самовольных строений

 

«Особняк Шорина, нач. XX в.»,

Гороховец, ул. Садовая, д. 1

Отсутствует охранное обязательство на объект культурного наследия,

На территории памятника осуществлено незаконное строительство деревянного сооружения

Выдано предписание об оформлении охранного обязательства,

Осуществляется производство по административному делу с целью привлечения виновного лица к административной ответственности, Григоряну С.С. выданы предписания о демонтаже незаконного строения, Совместно с ДИЗО осуществлен совместный выезд с целью решения вопроса о закрытии автомойки

 

Дом Кучина,

кон. XIX в. — нач. XX в.,

г. Гороховец, ул. Московская, 21

Отсутствует охранное обязательство на объект культурного наследия

Подготовлено и направлено исковое заявление о возложении обязанности по оформлению охранного обязательства, оформленным охранным обязательством будет предусмотрен демонтаж кондиционеров

 

Дом жилой, кон. XIX в.,

г. Гороховец, ул. Ленина, 26

Отсутствует охранное обязательство

Изменен внешний вид объекта культурного наследия

Выдано предписание об оформлении охранного обязательства,

Необходимо проведение историко-культурной экспертизы с целью обоснованности дальнейшего восстановления ОКН, в случае положительного заключения обращение в суд с целью приведения ОКН в первоначальное состояние

 

«Здание торговых рядов,

кон. XIX– нач. XX в.в.», Владимирская обл.

г. Гороховец, ул. Ленина д. 10

Установлены пластиковые окна, которые не соответствуют историческому облику здания

В отношении лица, допустившего нарушение, выдано предписание о приведение окон в соответствии с историческим обликом

 

Дом кузнеца

Основа, XIX в.

г. Гороховец, ул. Ленина, д. 103

Отсутствует охранное обязательство

Осуществлена незаконная реконструкция здания памятника

Выдано предписание об оформлении охранного обязательства,

Осуществляется производство по административному делу, с целью привлечения виновного лица к административной

 

Дом жилой, кон. XIX в.

г. Гороховец, ул. Ленина, д. 71,

Отсутствует охранное обязательство на объект культурного наследия

Выдано предписание об оформлении охранного обязательства

 

Дом жилой, кон. XIX в.

г. Гороховец, ул. Ленина, д. 3

Отсутствует охранное обязательство на объект культурного наследия

Выдано предписание об оформлении охранного обязательства

 

Дом Котунина, XIX в.

г. Гороховец, ул. Ленина, 127

Отсутствует охранное обязательство на объект культурного наследия

Выдано предписание об оформлении охранного обязательства

 

Дом жилой, кон. XIX в.

г. Гороховец, ул. Ленина, д. 75

Отсутствует охранное обязательство на объект культурного наследия

Выдано предписание об оформлении охранного обязательства

 

Дом жилой, кон. XIX в.

г. Гороховец, ул. Ленина, д. 76

Отсутствует охранное обязательство на объект культурного наследия

Выдано предписание об оформлении охранного обязательства

 

Дом жилой, кон. XIX в.

г. Гороховец, ул. Московская,

д. 106

Отсутствует охранное обязательство на объект культурного наследия

Выдано предписание об оформлении охранного обязательства

 

Усадебный Дом Поляковых,

кон. XIX в.

г. Гороховец, ул. Московская, 89

Отсутствует охранное обязательство на объект культурного наследия

Выдано предписание об оформлении охранного обязательства

 

Дом Поляковых, XIX в.

г. Гороховец, ул. Московская, 89

Отсутствует охранное обязательство на объект культурного наследия

Выдано предписание об оформлении охранного обязательства

 

Дом Румянцева (Турулова),

XVIII в.

г. Гороховец, ул. Набережная, д. 53

Отсутствует охранное обязательство на объект культурного наследия

Выдано предписание об оформлении охранного обязательства

 

Дом Белова (Воронина),XVIII в

г. Гороховец, ул. Набережная, д. 54

Отсутствует охранное обязательство на объект культурного наследия

Выдано предписание об оформлении охранного обязательства

 

Дом Калелейкина, XIX в.

г. Гороховец, ул. Набережная, д. 28

Отсутствует охранное обязательство на объект культурного наследия

Выдано предписание об оформлении охранного обязательства

 

Дом Опаринского,1880 г.

ул. Саваренского,

д. 11

Отсутствует охранное обязательство на объект культурного наследия

Выдано предписание об оформлении охранного обязательства

 

«Дом Ознобишиных (Судоплатова), нач. XIX в.»

г. Гороховец, ул. Набережная, д. 40

Здание находится в неудовлетворительном состоянии, собственником не исполняются охранные обязательства

Подготовлено и направлено исковое заявление о возложении обязанности по исполнению

условий охранного обязательства

 

Разработка проектной документации (границы территорий ОКН)

Анализ причин выявленных правонарушений на объектах культурного наследия показывает, что значительное количество нарушений обусловлено отсутствием утвержденных зон охраны объектов культурного наследия и оформленных паспортов памятников.

Федеральным законом предусмотрена необходимость разработки и утверждения зон охраны объектов культурного наследия, предметов охраны памятников истории и культуры, границ их территорий. Для решения поставленных задач Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия разработана ведомственная целевая программа «Охрана культурного наследия Владимирской области на 2012-2014 годы».

В 2013 г. разработаны границы территории объектов культурного наследия – 2 ОКН: Ансамбль Казанской церкви (г. Гороховец, ул. Московская, 72).

В 2014 году планируется разработка границ территории ОКН Селище «Городищи», XI-XIII вв., Гороховецкий р-н, д. Городищи, 1 км СВ, правый берег р. Клязьма.

В федеральную целевую программу «Культура России» на 2014 год включена заявка на дорогостоящую разработку историко-культурного опорного плана исторического поселения город Гороховец.

В 2014 году из средств областного бюджета по результатам совместной работы Государственной инспекции и члена Совета Федерации С.Е. Рыбакова выделено 2 млн руб. на проведение государственной историко-культурной экспертизы 24 ОКН, расположенных в г. Гороховец (присвоение категории историко-культурного значения, уточнение пообъектного состава, выявление объектов, представляющих историко-культурную ценность).

В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах территорий следующих ОКН:

— Особняк Шорина (г. Гороховец, ул. Московская, 43);

— Дом Семенычева (г. Гороховец, ул. Ленина, 17);

— Здание торговых рядов (г. Гороховец, ул. Ленина, 10).

 

Регистрация объектов культурного наследия

в едином государственном реестре ОКН

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева (от 29 июля 2011 г. № Пр-2177), Президента Российской Федерации В.В. Путина (от 5 января 2013 г. № Пр-16), заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец (от 29 января 2013 г. №ОГ-П44-485), плана мероприятий «дорожной карты» одним из основных направлений деятельности Государственной инспекции в 2013 году стала работа по подготовке документов для присвоения объектам культурного наследия Владимирской области регистрационных номеров в Едином государственном реестре памятников истории и культуры народов Российской Федерации.

В 2013 году Государственная инспекция направила в Министерство культуры Российской Федерации 279 комплектов документов для присвоения регистрационных номеров объектам культурного наследия Владимирской области (план – 181 комплект), в том числе:

11 объектов культурного наследия федерального значения;

268 – регионального значения.

В 2013 году Министерством культуры РФ присвоены регистрационные номера 25 объектам культурного наследия, в том числе ОКН регионального значения «Особняк Шорина», нач. XX в. (г. Гороховец, ул. Московская, 43).

Направлены комплекты документов для присвоения регистрационных номеров следующим объектам, расположенным в г. Гороховец:

— Здание торговых рядов, кон. XIX — нач. XX в. (г. Гороховец, ул. Ленина, 10);

— Дом Семенычева, кон. XIX – нач. XX в. (г. Гороховец, ул. Ленина, 17).

 

Работа по выявлению объектов культурного наследия

Государственная инспекция продолжает работу по выявлению объектов, представляющих собой историко-культурную ценность.

В Гороховецком районе немало объектов, обладающих историко-культурной ценностью. Государственная инспекция призывает органы местного самоуправления, жителей города и района принимать активное участие в работе по выявлению объектов культурного наследия в целях их сохранения для будущих поколений.

 

Регистрация обременений

В 2013-2014 гг. Государственная инспекция продолжает активное взаимодействие сФедеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии РФ (Росреестр) осуществляющей государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по государственной регистрации обременений прав собственности и пользования объектами культурного наследия. Это направление в деятельности инспекции возникло в 2009 году и стало очень значимым, так как ограничения права собственности и пользования получают юридическое закрепление, а значит, создаются условия для сохранения объектов. К сожалению, органы юстиции не всегда владеют информацией при регистрации сделок на объекты недвижимости о том, являются ли или связаны ли с памятниками истории и культуры эти объекты, поэтому в свидетельствах о праве не фиксируются ограничения в пользовании объектами культурного наследия, что влечет за собой нанесение ущерба памятникам истории и культуры, вплоть до их утраты.

В Гороховецком районе за 2013 год зарегистрировано в Росреестре 2 охранных обязательства собственников/ пользователей объектов культурного наследия.

 

Установка информационных надписей

на объекты культурного наследия

Федеральным законодательством об объектах культурного наследия предусматривается установка на памятниках истории и культуры федерального, регионального, местного (муниципального) значения информационных надписей и обозначений, которые содержат информацию об объекте культурного наследия: его наименование, время создания, краткую историческую информацию, категорию историко-культурного значения, а также информацию о том, что данный объект находится под охраной государства.

Информационные надписи и обозначения играют не только познавательную роль для жителей городов и любознательных туристов, но и являются одной из форм охраны объекта культурного наследия от правонарушителей: располагая информацией о том, что данный объект является памятником и находится под охраной государства, правонарушитель получает возможность обдумать свои неправомерные действия.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на памятники истории и культуры, а также ответственность за их сохранность возлагается на собственников объектов. Эта обязанность закреплена федеральным и региональным законодательством в сфере культурного наследия.

Министерство культуры РФ утвердило инструкцию о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (Приказ №142 от 7 августа 2009 г.).

Согласно данному приказу установка информационных надписей на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления или лицом, за которым данный объект закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо осуществляющим полномочия собственника в отношении указанного объекта. В том случае, если памятник истории и культуры передан в безвозмездное пользование, то информационную надпись на данном объекте устанавливает пользователь.

Установка информационной надписи на объект культурного наследия, закрепленный за несколькими органами или лицами, осуществляется органом или лицом, за которым закреплена наибольшая часть объекта культурного наследия.

К сожалению, не смотря на требования действующего законодательства, многие собственники объектов культурного наследия не только не содержат в надлежащем техническом состоянии принадлежащие им объекты, но и не обеспечивают памятники истории и культуры информационными надписями и обозначениями. И если проведение работ по сохранению на памятнике истории и культуры связано зачастую со значительными финансовыми затратами, то установка информационной надписи вполне доступна каждому собственнику.

Для того, чтобы установить на памятник истории и культуры информационную надпись, собственнику объекта необходимо:

— получить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия техническое задание на разработку проекта, изготовление и установку информационной надписи на объект культурного наследия;

— в течение 3 месяцев с даты получения задания собственник объекта культурного наследия или его доверенное лицо организует в соответствии с заданием подготовку проекта информационной надписи и представляет его в двух экземплярах на утверждение в Государственную инспекцию;

— в течение 6 месяцев с даты получения утвержденного проекта информационной надписи собственник организует её изготовление и установку на объект культурного наследия.

Государственная инспекция согласовывает эскизные проекты и осуществляет приемку работ по установке информационных надписей на объектах федерального и регионального значения. Собственники объектов культурного наследия местного (муниципального) значения для установки информационных надписей должны обращаться в органы местного самоуправления.

В 2013-2014 гг. собственники объектов культурного наследия Гороховецкого района не участвовали в работе по обеспечению памятников истории и культуры информационными надписями.

Приближается празднование 850-летия города Гороховца, а на объектах культурного наследия не установлены информационные надписи.

В случае отказа от добровольной установки информационных надписей, Государственная инспекция будет вынуждена направлять уведомления собственникам и готовить исковые заявления о понуждении к установке информационных надписей в судебном порядке.

 

Работы по сохранению объектов культурного наследия

В соответствии с возложенными полномочиями Государственная инспекция проводит работу по выдаче заданий, разрешений на проведение работ по сохранению памятников истории и культуры, рассмотрению и согласованию проектной документации на проведение указанных работ и иных работ на территории объектов культурного наследия.

За период 2013-2014 гг.

Государственной инспекцией выданов г. Гороховце и Гороховецком районе 7 заданий на проведение работ по сохранению, в т.ч.:

2013 г. – 3 ед.

— Дом Шорина, кон. XIX в. памятник градостроительства и архитектуры регионального значения, г. Гороховец, ул. Ленина, 18;

— Троицкий собор (Троице-Никольский) 1681 г. памятник градостроительства и архитектуры федерального значения, г. Гороховец, ул. Пролетарская, 12;

— Сергиевская церковь (теплая), XVII в., в составе ансамбля Сретенского монастыря памятник градостроительства и архитектурыфедерального значения, г. Гороховец, ул. Советская, 5.

2014г. – 4 ед.

-Дом Морозовых с флигелем, памятник градостроительства и архитектуры регионального значения, г. Гороховец, ул. Ленина, 83;

— Дом жилой, XIX в. памятник градостроительства и архитектуры регионального значения, г. Гороховец, ул. Московская, 48;

— Острог, XVII в., памятник градостроительства и архитектуры регионального значения, г. Гороховец, ул. Советская, 18 (16б);

— Купеческий особняк, кон. XIX — нач. XX в., памятник градостроительства и архитектуры регионального значения, г. Гороховец, ул. Советская, 9.

Согласовано 4 ед. научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия в г. Гороховце и Гороховецком районе, в том числе:

2013 г. – 4 ед.

— Здание женской гимназии,1903 г., г. Гороховец, ул. Ленина, 41;

— Дом Шорина, кон. XIX в., г. Гороховец, ул. Ленина, 18;

— Троицкий собор(Троице-Никольский) 1681 г., г. Гороховец, ул. Пролетарская, 12;

— Сергиевская церковь (Сергиевская церковь (Холодная), г. Гороховец, ул. Советская, 5.

2014 г. – 0ед.

Выдано разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия – 3ед. в т.ч.

2013 г. – 3ед.

— Колокольня, 1689г. в составе ансамбля Сретенского монастыря по адресу: г. Гороховец, ул. Советская, 5;

— Троицкий собор (Троице-Никольский) 1681 г. в составе ансамбля Никольского монастыря по адресу: г. Гороховец, ул. Пролетарского, 12

— Дом Сапожникова с воротами (Ершова), XVIIв. по адресу: г. Гороховец, ул. Нагорная, 4.

В связи с празднованием в 2018 году юбилея города, наверняка будут проводится крупномасштабные работы по сохранению объектов культурного наследия.

Необходимо заблаговременно предусмотреть разработку и согласование научно-проектной документации на проведение ремонтных работ и в установленные сроки получить разрешительную документацию на проведение указанных работ.

Порядок выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению ОКН на территории Владимирской области, а также согласование проектной документации на проведение указанных работ, согласование исходно-разрешительных документов, проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, расположенных в границах территорий достопримечательных мест, выдача заключения о допустимости переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является объектом культурного наследия, установлен постановлением Губернатора области от 09.02.2011 №86.

Производство работ на памятниках должно осуществляться при обязательном соблюдении всех положений утвержденной научно-проектной документации, требуемой технологии проведения работ и их высокого качества.

 

Осуществление градостроительной деятельности на территории г. Гороховец

Во многих городах РФ сложились негативные тенденции в сфере сохранения архитектурно-градостроительного облика муниципальных образований. Это обусловлено комплексом причин, в числе которых следующие:

1) недостаточная правовая регламентация вопросов охраны объектов культурного значения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти;

2) недостаток бюджетных средств на реконструкцию, сохранение и иные меры по охране объектов культурного наследия;

3) отсутствие экономических стимулов в виде налоговых льгот для потенциальных частных инвесторов, способных вложить собственные финансовые средства в реконструкцию памятников;

4) низкий уровень активности участия общественных организаций, СМИ и граждан в решении проблем сохранения и охраны объектов культурного значения.

Город Гороховец отличается неповторимым обликом, складывающимся из ландшафта, ряда объектов исторически значимых для населения, и иных достопримечательностей, сохранивших целостность историко-культурной среды и исторической планировочной структуры.

Приказом Министерства культуры РФ №418, Министерства регионального развития РФ №339 от 29.07.2010 город Гороховец включен в перечень исторических поселений федерального значения Владимирской области.

Статус исторического поселения требует особого регулирования градостроительной деятельности, направленной на сохранение памятников и других объектов исторической среды.

Памятники не воспринимаются как самоценные и замкнутые в собственном совершенстве. Они являются частью историко-градостроительной среды поселения.

Мы понимаем, что реконструкция исторических городов неизбежна, темпы и объемы ее возрастают. В каждом случае, так или иначе, будет затронута сложившаяся историческая среда и ее пространственная основа.

В соответствии с нормами главы XII Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено выделение исторических поселений как зоны с особыми условиями.

В соответствии с п. 4 ст. 60 данного Федерального закона градостроительная документация, а именно:

— проекты планировки,

— проекты межевания и градостроительные планы земельных участков (ГПЗУ), разрабатываемые для территории исторических поселений, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.01.2010 №2 утверждено Положение о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны.

Таким образом, проект правил землепользования и застройки г. Гороховец в обязательном порядке должен был быть согласован с Министерством культуры РФ.

Обращаем ваше внимание, что ПЗиЗ является одним из действенных механизмов сохранения уникальности, самобытности, достоверности, эстетической и художественной ценности опорной исторической застройки и всего исторического городского пространства исторических городов.

Реклама

В 2013 году Государственной инспекцией рассмотрено 199 проектов размещения средств наружной рекламы и информации на объектах культурного наследия и в границах их территорий, в том числе согласовано – 98 единиц.

За период 2013-2014 гг. в г. Гороховец Государственной инспекцией отклонено 2 ед. проектов размещения СНРИ, в том числе:

2013 г.

— 2 ед.: «Дом Балуевой, Ларина, Шумиловой,1914 г.» (г. Гороховец, ул. Ленина, д.14).

Необходимо отметить, что в г. Владимире, г. Суздале, г. Муроме собственники и пользователи объектов культурного наследия стали более ответственно и добросовестно относится к оформлению вывесок на памятниках истории и культуры. Чего нельзя сказать по другие муниципальные образования, в том числе и г. Гороховец.

В соответствии со статьей 15 Федерального значения от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, городского округа относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.05.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Реализуя данные полномочия, органами местного самоуправления должны быть разработаны и приняты соответствующие нормативно-правовые акты.

Вместе с тем, анализ сложившейся ситуации свидетельствует о том, что полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования рекламной деятельности используются не в полной мере и не достаточно эффективно.

В целях упорядочения отношений в указанной области, во исполнение поручения Губернатора области Государственная инспекция считает необходимым установление дополнительных требований к размещению СНРИ: рекламных конструкций (рекламоносителей) и конструкций, не содержащих информацию рекламного характера (вывесок, указателей и т.п.), а также разработку единого проекта их размещения на зданиях, расположенных на главных улицах городов. В состав единого проекта кроме текстовой части, содержащей требования к виду и расположению конструкций, рекомендуется включать графическое изображение зданий, сооружений с указанием возможных мест размещения СНРИ. Информационное поле СНРИ должно располагаться на части фасадной поверхности первого этажа здания или сооружения.

Размещение СНРИ на фасадах зданий и сооружений с большим количеством арендаторов или собственников с одним или несколькими общими входами, а также на торцевых (брандмауэрных) частях здания или компактно на локальном участке фасада должно осуществляться упорядочено и комплексно. В нормативных правовых актах предусматривается требование разработки в данных случаях для конкретного здания общего проекта размещения рекламы, отсутствие которого может служить причиной отказа в согласовании размещения вывески и рекламного оформления.

Необходимо отметить, что в целях сохранения объектов культурного наследия на памятниках истории и культуры и их территориях, в границах их охранных зон запрещается установка рекламных конструкций, в том числе крепление перетяжек на фасадах, крышах и иных конструктивных элементах зданий. Детализированные требования к размещению СНРИ и вывесок на объектах культурного наследия также должны содержаться в нормативных правовых актах и неукоснительно соблюдаться всеми участниками правоотношений.

В соответствии с Порядком рассмотрения и согласования проектов размещения средств наружной рекламы и информации на объектах культурного наследия, их территориях и в границах их зон охраны и зданиях, находящихся в достопримечательных местах и исторических поселениях Владимирской области, утвержденным приказом Государственной инспекцией от 07.09.2011 №183-01-05 в орган охраны представляются проекты размещения вывесок.

При размещении вывески на объекте культурного наследия должны соблюдаться следующие условия:

— сохранность предмета охраны объекта культурного наследия;

— размещение без ущерба композиции, стилистике, отделке, декоративному убранству фасадов объекта культурного наследия;

— информационное поле вывески должно выполняться из отдельных элементов (букв, обозначений, декоративных элементов и т.д.) без использования непрозрачной основы для крепления отдельных элементов вывески, выделяющихся на фасаде здания и сооружения;

— ограниченное использование фирменных цветов и цветосочетаний, гармония с цветовой гаммой фасада.

Ещё раз обращаю ваше внимание, что за период 2013-2014 гг. Государственной инспекцией рассмотрено всего 2 проекта размещения средств наружной рекламы и информации в г. Гороховец, оба отклонены от согласования.

К празднованию юбилея города необходимо навести порядок в размещении СНРИ.

Рекомендации:

При выдаче разрешения на размещение средств наружной рекламы и информации необходимо направлять в Государственную инспекцию физических и юридических лиц, имеющих намерения разместить вывески, средства наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях, и в их зонах охраны.

 

Памятники археологии

На территории Гороховецкого района расположено 75 памятников археологии, в том числе:

— на территории г. Гороховец и его пригородов расположены 4 объекта археологического наследия:

Федерального значения

Гороховецкое городище (Древнерусский город Гороховец), XI-XIII, XIV-XVII вв.

Курганный могильник «Гороховецкий», XI-XII вв.

Городище «Лысая гора», ранний железный век.

Выявленный объект

Селище «Городищи», XI-XIII вв.

— на территории Гороховецкого района расположен 71 объект археологического наследия.

Основным документом, регламентирующим земляные, строительные и другие хозяйственные работы в границах территории объектов культурного наследия является Федеральный закон от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». На территории области действует закон от 6 апреля 2004 г. № 21-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области, а также постановление Губернатора Владимирской области от 24.08.2011 № 891 «Об утверждении Положения о порядке проведения работ по сохранению объектов археологического наследия и их территорий во Владимирской области». Согласно этим документам проектирование и проведение земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия или при обеспечении заказчиком работ требований к сохранности расположенных на данной территории ОКН.

Согласно действующему законодательству проектирование и ведение любой хозяйственной деятельности в границах территорий ОКН должно проводиться по согласованию с Госинспекцией.

К сожалению, не всегда в инспекцию направляются документы на согласование, из-за чего страдают памятники.

 

«Черные копатели»

По имеющейся в Государственной инспекции информации на объектах археологического наследия области и в частности на территории Гороховецкого района выявлены следы работы «черных археологов» – кладоискателей, имеющих в своем арсенале не только лопаты, но и металлодетекторы, георадары, аппараты GPS-навигации.

Грабительские раскопки с использованием металлодетектора наносят значительный ущерб объектам археологического наследия, поскольку в результате их извлекается значительное количество средневековых изделий из металла, находящихся в культурном слое, и памятник теряет свою научную целостность.

Данные действия в соответствии со статьей 243 УК РФ и статьей 7.15 КоАП РФ влекут уголовную и административную ответственность. Государственной инспекции удается выявить лишь следы подобной деятельности – грабительские раскопы на территории памятника археологии. Задержать правонарушителей имеют право лишь сотрудники органов УВД.

В связи с участившимися случаями грабительских разрытий на объектах археологического наследия на территории Владимирской области предлагаем организовать работу по выявлению и привлечению к ответственности виновных лиц.

В качестве профилактических мер предлагаем создать комиссию c участием представителей Государственной инспекции, органов местного самоуправления и полиции для обследования территорий памятников археологического наследия.

Передача в безвозмездное пользование

Владимирской митрополии культовых зданий

Инспекцией постоянно проводится работа по передаче в безвозмездное пользование Владимирской митрополии культовых зданий и сооружений.

В Гороховецком районе 37 культовых памятников, 27 – переданы Владимирской Епархии Русской Православной церкви.

Федеральным законом от 30.11.2010 №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» определяется порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия приступила к оформлению охранных обязательств собственника объекта культурного наследия религиозного назначения – Владимирской Епархии РПЦ.

Однако со стороны Митрополии работа по оформлению документов на объекты культурного наследия религиозного назначения проводится не активно. Кроме того, религиозной организации необходимо подготовить документы на объекты, которые приходы фактически используют без оформления прав на них, а также переоформить охранные договоры.

На территории области представителями Русской Православной Церкви зачастую проводятся работы на памятниках в нарушение действующего законодательства, без разрешительной документации.

В 2012-2013 гг. во Владимирской области на объектах культурного наследия религиозного назначения специалистами Государственной инспекции выявлено 27 правонарушений, выдано 27 предписаний, составлено 6 протоколов об административных правонарушениях.

Выявлены нарушения следующего характера:

— проведение работ на объектах культурного наследия без согласования с Государственной инспекцией и без разрешения на проведение работ по сохранению;

— проведение земляных, строительных и прочих работ на территории объекта культурного наследия без согласования с Государственной инспекцией;

— отсутствие охранного обязательства на объект культурного наследия и др.

По фактам грубых нарушений составлены протоколы об административных правонарушениях на объектах культурного наследия религиозного назначения.

Ещё раз обращаю внимание, что порядок выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению ОКН на территории Владимирской области, а также согласование проектной документации на проведение указанных работ, согласование исходно-разрешительных документов, проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, расположенных в границах территорий достопримечательных мест, выдача заключения о допустимости переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является объектом культурного наследия, установлен постановлением Губернатора области от 09.02.2011 №86.

В соответствии с действующим законодательством (ст.45 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия народов РФ») проведение проектных, изыскательских, производственных работ на ОКН осуществляется организациями, имеющими лицензии на деятельность по реставрации ОКН.

Производство работ на памятниках должно осуществляться при обязательном соблюдении всех положений утвержденной научно-проектной документации, требуемой технологии проведения работ и их высокого качества.

При ведении всех видов работ на памятниках специализированные проектные организации осуществляют научное руководство и авторский надзор за этими работами.

Все виды работ на памятниках после их окончания принимаются комиссией под председательством полномочного представителя заказчика, с обязательным участием представителей государственного органа охраны памятников, выдавшего разрешение на их проведение, и организаций, выполнявших научно-проектные и производственные работы, а также специалистов, осуществлявших научное руководство в процессе ведения работ.

После завершения работ организация, осуществляющая научное руководство, представляет в государственные органы охраны памятников научный отчет по проведенным работам в 3-месячный срок со дня их приемки

 

Рекомендации:

С учетом того, что органы местного самоуправления располагают более полной информацией о зарегистрированных правах на объекты культурного наследия (помещения в них), их использовании и техническом состоянии, им целесообразно провести полную инвентаризацию всех объектов культурного наследия, находящихся на территории муниципального образования, по результатам которой разработать конкретные предложения по их сохранению и эффективному использованию, с учетом историко-культурной ценности объектов, существующей и перспективной градостроительной ситуации в зонах их расположения и инвестиционной привлекательности. Данные предложения органов местного самоуправления могут быть учтены при формировании заявок на финансирование ремонтно-реставрационных работ по федеральным и областным программам.

Кроме того, органам местного самоуправления необходимо направлять физических и юридических лиц, являющихся собственниками или пользователями объектов культурного наследия, земельных участков, расположенных в границах памятников археологии, имеющих намерения провести работы по сохранению объектов культурного наследия, в Государственную инспекцию для согласования проектной документации и получения разрешения на проведение работ по сохранению на объектах культурного наследия.

Важнейшим способом сохранения объектов культурного наследия является реставрация, которая традиционно осуществлялась специализированными государственными научно-проектными организациями и производственными предприятиями реставрационной отрасли.

Производство работ на памятниках должно осуществляться при обязательном соблюдении всех положений утвержденной научно-проектной документации, требуемой технологии проведения работ и их высокого качества.

При ведении всех видов работ на памятниках специализированные проектные организации осуществляют научное руководство и авторский надзор за этими работами.

Все виды работ на памятниках после их окончания принимаются комиссией под председательством полномочного представителя заказчика, с обязательным участием представителей государственного органа охраны памятников, выдавшего разрешение на их проведение, и организаций, выполнявших научно-проектные и производственные работы, а также специалистов, осуществлявших научное руководство в процессе ведения работ.

После завершения работ организация, осуществляющая научное руководство, представляет в государственные органы охраны памятников научный отчет по проведенным работам в 3-месячный срок со дня их приемки.

Государственная инспекция призывает к более активной работе по разработке целевых программ на муниципальном уровне по мероприятиям, направленным на сохранение объектов культурного наследия.

Предусматривать в муниципальных контрактах на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия обязательные условия:

— о приемке указанных работ и их полной оплате только при наличии акта приемки выполненных работ, подписанного органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ;

— о наличии лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.

В современных условиях только совместными усилиями государственных органов власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и простых граждан принимаются и должны приниматься все возможные меры для сохранения колорита и особой атмосферы Гороховца, сохранения и укрепления его положения как крупного туристического центра.

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации ВО

Расскажи другим
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Digg

Оставить Ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*