Молодые солисты Владимирской земли

244_0_desc_2Центр классической музыки подготовил особую концертную программу к 150-летию со дня рождения выдающегося немецкого композитора Рихарда Штрауса. В исполнении солистки Центра классической музыки Татьяны Прокушкиной прозвучат «Четыре последние песни» для сопрано и оркестра и «Zueignung» («Посвящение»).

А во второй части музыкального вечера прозвучит Концерт для фортепиано с оркестром №3 Сергея Рахманинова. За роялем будет лауреат международных конкурсов и уроженец г.Коврова — Антон Игубнов. Критики пишут, что «из молодого, подающего надежды музыканта он быстро превратился в настоящего профессионала и артиста». Его исполнительскую манеру называют яркой, эмоциональной и мгновенно завораживающей слушателя.

Рихард Штраус — один из крупнейших немецких композиторов рубежа XIX-XX веков. Кроме того, он был в числе самых лучших дирижеров своего времени. Слава сопутствовала ему с юных лет до конца жизни. В его биографии поражает уже только то, что свое первое музыкальное произведение Штраус написал в шесть лет. В начале XX века поборники новейших течений называли творчество композитора устаревшим и старомодным. Однако, вопреки всему, сочинения Рихарда Штрауса пережили десятилетия и сохранили свое обаяние и ценность до наших дней.

Сегодня с новой силой и глубиной звучат для нас слова, произнесенные композитором в годы Второй мировой войны: «Во времена, когда духовные ценности реже материальных, эгоизм и ненависть правят миром, музыка будет делать многое, чтобы вернуть любовь роду человеческому «.

В начале 1930 годов, когда власть в Германии захватили нацисты, Рихард Штраус оказался не угоден новому правительству. Главной причиной конфликта стало то, что в качестве либреттиста своей новой оперы «Молчаливая женщина» композитор выбрал выдающегося писателя, еврея по национальности — Стефана Цвейга.

Концерт откроет симфонический фрагмент «Грезы у камина» из самой, пожалуй, жизнерадостной и остроумной оперы Штрауса — «Интермеццо». Это так называемая «бюргерская комедия» с оркестровыми интермедиями. Ее премьера состоялась ровно девяносто лет назад в Дрездене. Произведение вызвало огромный интерес публики. И, главным образом, потому что композитор ввел в оперу эпизоды из собственной жизни и не скрывал ее автобиографичности. Сюжет «Интермеццо» строится вокруг ссоры и примирения придворного капельмейстера Роберта Шторха и его жены, певицы Христины.

Рихард Штраус умер 65 лет назад — в сентябре 1949 года. Незадолго до смерти он написал «Четыре последние песни» для сопрано и оркестра. «Весна», «Сентябрь», «Отход ко сну» и «На закате» — таковы их названия. Первые три — на стихи Германа Гессе. Последняя — на стихи Йозефа фон Эйхендорфа. Композитор словно прощается с миром. Интонации прощания слышатся даже в песне с названием «Весна».

По жизни пройдя сквозь все беды и радости,
Дошли мы с тобой до последней земли.
Горят небеса предзакатною сладостью —
В них только два лебедя тают вдали, —
это перевод на русский текста четвертой песни «На вечерней заре».

Во второй части музыкального вечера прозвучит одно из самых масштабных сочинений Сергея Рахманинова — Третий фортепианный концерт ре минор, op. 30. Композитор завершил его 23 сентября 1909 года. А впервые исполнил с Нью-Йоркским симфоническим оркестром во время своего турне по Соединенным Штатам Америки. Любопытен тот факт, что из-за нехватки времени Рахманинов репетировал это произведение прямо на корабле, по дороге в США, используя только клавиатуру. В России его премьера состоялась лишь в апреле 1910 года.

Музыкальные критики говорят, что мелодия Третьего фортепианного концерта Сергея Рахманинова очень похожа на древние мелодии знаменного распева. Отсюда и изложение в унисон, и сочетание сдержанности и внутренней энергии. Драматургия этого сочинения связана не только с социально-культурной гравитацией времени, но и с личностными исканиями автора.

Концерт для фортепиано с оркестром №3 — важнейшая веха в творчестве композитора. По словам музыковедов, «в генетической константе жанра, ориентированного на изначальное противопоставление солиста и оркестра, заключена мифологема «Я — мир»… С позиции рахманиновской психологической доминанты, сформированной русским этосом, этносом, данная мифологема проявляется в соотнесении исповеди «на миру» и проповеди — отсюда изначальная неконфликтность тем, сосуществование идеи господствующей и ею же порожденной идеи контрастирующей. Оркестр у Рахманинова предстает не только в своей естественной «миссии» как отстраненный свидетель нравственных исканий, терзаний личности — «мир», собор, — но и как персонифицированная общность, «сопереживающая», сочувствующая солисту».

Концерт состоится 19 сентября 2014 г. Начало концерта — 18:30.

Цена билета — 400 рублей, льготные — (дети, пенсионеры) — 300.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).

Расскажи другим
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Digg

Оставить Ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*