Проект реставрации фресок Гурия Никитина в Спасо-Преображенском соборе Суздаля вошел в шорт-лист III ежегодной премии The Art Newspaper Russia

0_4da7c_e8e1141b_XLРедакция The Art Newspaper Russia объявила шорт-лист номинантов. Лауреаты премии в пяти номинацих станут известны на торжественной церемонии, которая состоится 2 апреля 2015 года традиционно в ЦВЗ «Манеж».

Премия The Art Newspaper Russia — одно из самых ожидаемых событий в мире искусства. «Книга года», «Выставка года», «Музей года», «Реставрация года» и «Личный вклад» — в этих номинациях награждаются самые значимые, по мнению редакции газеты, события в сфере искусства за прошедший год.

В шорт-лист Премии вошли:

В номинации «Музей года»:

— Государственный Эрмитаж

— Музей Фаберже

— Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим».

В номинации «Реставрация года»:

— Проект реставрации фресок Гурия Никитина в Спасо-Преображенском соборе Суздаля;

— Проект реставрации Здания Центросоюза на Мясницкой в Москве.

В номинации «Книга года»:

— Совместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem

— Николай Васильев, Елена Овсянникова. «Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки. Путеводитель». Под редакцией Олега Панина. Издательство ABCdesign;

— «Энциклопедия русского авангарда» в трех томах (четырех книгах). Под редакцией В. Ракитина и А. Сарабьянова. Издательство Global Expert and Service Team.

В номинации «Выставка года»:

— Основной проект Европейской биеннале современного искусства Manifesta 10 на площадке Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург;

— «Золотой век русского авангарда». Проект Питера Гринуэя и Саскии Боддеке. Манеж, Москва;

— «Post-pop. East meets West» («Постпоп-арт. Встреча Востока и Запада»). Галерея Saatchi, Лондон;

— Выставочный цикл «Большие надежды». Манеж, Москва.

В номинации «Личный вклад»:

— Алексей Ананьев — основатель Музейно-выставочного комплекса «Институт русского реалистического искусства», владелец крупнейшей в России коллекции соцреализма;

— Виктор Вексельберг — основатель культурно-исторического фонда «Связь времен», попечитель Еврейского музея и центра толерантности, создатель частного Музея Фаберже (Санкт-Петербург);

— Андрей Филатов — коллекционер советского искусства, основатель фонда Art Russe;

— Дмитрий Ханкин — совладелец галереи «Триумф».

The Art Newspaper Russia охватывает различные сферы российского искусства и отмечает лучшие проекты и события, а также меценатов, которые вносят вклад в развитие российского искусства и сохранение культурного наследия. Награду за личный вклад в разные годы получали Дмитрий Аксенов и Сергей Скатерщиков за развитие VIENNAFAIR. Приз, представляющий собой статуэтку в виде скрещенной Спасской башни и Биг-Бена, авторства художника Сергей Шеховцова, в номинации «Музей года» присуждался Еврейскому музею и Центру толерантности, Мультимедиа Арт Музею Москва (МАММ).

По традиции премия пройдет в ЦВЗ «Манеж». Церемония будет представлена в виде театрализованного шоу, где каждая номинация – отдельный мультимедийный перформанс. В 2014 году гости вечера увидели эффектное представление, номера которого напомнили о прошедшей Олимпиаде. В программе церемонии приняла участие олимпийская чемпионка Анна Гавриленко. Церемонии предыдущих лет завершались выступлением известных музыкальных исполнителей. Одним из участников музыкальной программы первой церемонии в 2013 году был английский певец Марк Алмонд.

На вручение III ежегодной премии The Art Newspaper Russia приглашены представители арт-сообщества, политической и бизнес элиты России, деятели культуры и искусства, среди почетных гостей ожидаются: Владимир Мединский, Сергей Капков, Василий Церетели, Ольга Свиблова, Иосиф Бакштейн и другие. Среди иностранных гостей: основатель англоязычной газеты The Art Newspaper Анна Сомерс Кокс, представители Британского Совета, культурные атташе, представители посольств.

Продюсер церемонии – Алексей Агранович, режиссер – Кирилл Преображенский, художник – Анна Наумова.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

О проекте:

The Art Newspaper Russia – единственное в России интернациональное издание, посвященное искусству. Газета входит в самую компетентную в мире информационную сеть наряду с англо-американской The Art Newspaper, итальянской Il Giornale dell’Arte, французской Le Journal des Arts и греческой Ta Nea Tis Technis.

Инициатива создания премии принадлежит The Art Newspaper Russia и издателю Инне Баженовой – коллекционеру изобразительного искусства, участнику и инициатору культурных проектов.

КОНТАКТЫ ДЛЯ ПРЕССЫ:

Пресс-агент: JMgroup, тел. +7 (495) 620 36 06+7 (495) 620 36 06+7 (495) 620 36 06+7 (495) 620 36 06

Мария Жук, m.jouk@jmgroup.ru, тел. +7 925 517 42 60+7 925 517 42 60+7 925 517 42 60+7 925 517 42 60

Наталья Говорухина, n.govoruhina@jmgroup.ru, тел. +7 926 508 82 24+7 926 508 82 24+7 926 508 82 24+7 926 508 82 24

Грачёва Елизавета, e.gracheva@jmgroup.ru, тел. +7926 428 08 57+7926 428 08 57+7926 428 08 57+7926 428 08 57

КОНТАКТЫ ОРГАНИЗАТОРОВ

THE ART NEWSPAPER RUSSIA

Анна Гущина

тел. 7-495-514-00-16

pr@theartnewspaper.ru

www.theartnewspaper.ru

Приложение № 1

СПИСОК НОМИНАНТОВ ПРЕМИИ THE ART NEWSPAPER RUSSIA 2015

(список составлен в алфавитном порядке)

Номинация «Музей года» (3 номинанта)

Государственный Эрмитаж

250-летие — хороший повод дать премию музею, который и остается самым большим и важным из российских. Ко всем достоинствам Государственного Эрмитажа, от старых коллекций до новых отреставрированных помещений, в прошлом году добавилось еще одно: в более чем непростых, не зависящих от музея обстоятельствах, Эрмитаж рискнул на несколько месяцев принять у себя Европейскую биеннале современного искусства Manifesta, показав пример другим российским музеям. Также музей окончательно открыл новое пространство в реконструированном Главном штабе, переведя туда коллекцию импрессионистов.

Музей Фаберже

Музей Фаберже открылся в прошлом году в Шуваловском дворце в Петербурге. Его по праву можно назвать самым эффектным частным российским музеем. Он учрежден и создан благотворительным фондом Виктора Вексельберга «Связь времен». В музее представлено крупнейшее собрание произведений фирмы Карла Фаберже, а также живописи и предметов декоративно-прикладного искусства конца XIX — начала ХХ века. В центре собрания — легендарная коллекция императорских пасхальных яиц фирмы Фаберже, купленная в 2004 году Виктором Вексельбергом. История, связанная с этими изделиями, делает музей не только музеем ДПИ, но и музеем императорской семьи. Для музея был тщательно, в соответствии со всеми научными стандартами, отреставрирован один из красивейших дворцов Петербурга. Экспозиция — а показывать «груды злата» умно и интеллигентно совсем не просто, — построена на европейском уровне, от витрин и освещения до системы посещения посетителями, которые могут выбирать между экскурсиями или индивидуальным аудиогидом.

Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим»

В новые помещения площадью почти 30 тыс. м2, скрытые в зеленых холмах рядом с монастырем, переведена самая крупная в Подмосковье коллекция русской живописи и предметов декоративно-прикладного искусства XVIII–ХХ веков. Архитектор Валерий Лукомский и его бюро «Сити-Арх» разработали проект в стиле хай-тек, но с учетом тенденций «зеленой архитектуры». Со временем здесь также разместятся центр хранения музейных предметов для коллекций государственных музеев Московской области, областной реставрационный центр, научная библиотека и музейный архив. При оснащении музея использовались современные технологии. Важное новшество — огромный по музейным меркам (260 м2) магазин с книгами и сувенирами, организованный по принципу супермаркета. Постоянная экспозиция музея будет состоять из двух основных частей: археологической (посвящена истории и культуре Подмосковья от Средневековья до современности) и художественной галереи. В будущем монастырь и музей должны образовать своеобразный кластер «Русская Палестина».

Номинация «Реставрация года» (2 номинанта)

Фрески Гурия Никитина в Спасо-Преображенском соборе Суздаля

Летом 2014 года в Спасо-Преображенском соборе Суздаля завершилась одна из самых масштабных реставраций памятников древнерусского искусства: впервые в полном объеме для публики открыли фрески Гурия Никитина, наиболее прославленного иконописца XVII века. Роспись Спасо-Преображенского собора в Суздале считается последней работой мастера, которую он завершил в 1689 году, незадолго до смерти. Современная реставрация началась в 1968 году, проходила в несколько этапов и неоднократно прерывалась из-за недостаточного финансирования. В 1971–1973 и 1983–1985 годах, когда была проделана большая часть работ, реставрацией руководил известный владимирский художник-реставратор Александр Некрасов. Последний этап восстановления фресок проходил под руководством главного искусствоведа Межобластного научно-реставрационного художественного управления Владимира Сарабьянова. Работы продолжались два года и обошлись в 16 млн руб.

Здание Центросоюза на Мясницкой в Москве. Архитектор Ле Корбюзье

Крупное общественное здание, изначально спроектированное для Наркомата легкой промышленности, теперь находится в собственности Федеральной службы государственной статистики, выделившей средства на его реставрацию. Это единственное в России наследие основателя конструктивизма Ле Корбюзье. Первый этаж здания не должен был быть застроен, чтобы яснее ощущалось мастерство инженерного расчета, позволившего сосредоточить всю нагрузку в нескольких узловых точках конструкции. Однако, уже при строительстве замысел архитектора был искажен. Главным архитектором проекта реставрации была Лариса Савинкина. Работы велись ООО «Специальная научно-реставрационная производственная мастерская».

Номинация «Книга года» (3 номинанта)

Совместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и

издательства Ad Marginem:

Гастон Башляр. «Поэтика пространства». Перевод Нины Кулиш;

Джон Бёрджер. «Фотография и ее предназначения». Перевод Анны Асланян;

Клэр Бишоп. «Радикальная музеология, или Так ли уж „современны“ музеи современного искусства?» Под редакцией Анастасии Митюшиной. Перевод Ольги Дубицкой;

Сьюзен Сонтаг. «Сознание, прикованное к плоти. Дневники и записные книжки. 1964–1980». Под редакцией Дэвида Рифа. Перевод Марка Дадяна и Дэвида Можарова

Совместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem, безусловно, самое важное (по своей активности и массовости) культуртрегерское начинание последних лет в области популяризации художественной теории и истории культуры. Нынешняя издательская программа — это не только два десятка полноценных монографий, сборников искусствоведческих статей и эссе, социокультурных исследований и биографических документов в диапазоне от Беньямина до Сонтаг, но еще и отдельная серия брошюр Minima (историко-культурные документы — от манифестов и худлита до очерков в духе ЖЗЛ), а также отдельные, вне серийно изданные философские и культурнотеоретические труды. Лишь за последнее время были рецензированы такие плоды этого сотрудничества, как Поэтика пространства Гастона Башляра; Сознание, прикованное к плоти Сьюзен Сонтаг; Фотография и ее предназначения Джона Бёрджера. Среди хитов книжной программы сразу несколько книг Ролана Барта, а также Жиль Делёз, Борис Гройс, Джон Сибрук, Джонатан Литтелл и Дэвид Брукс со своим неустаревающим, несмотря ни на что, шедевром Бобо в раю: откуда берется новая элита.

Николай Васильев, Елена Овсянникова. «Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки. Путеводитель». Под редакцией Олега Панина. Издательство ABCdesign

На самом деле авторов у этого прекрасно изданного альбома удобного формата гораздо больше.Николай Васильев и Елена Овсянникова — авторы не только текстов, но и общей концепции книги, в которую писали также Татьяна Воронцова, Андрей Туканов, Михаил Туканов и Олег Панин.Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки — путеводитель по столице, состоящий из 12 маршрутов, где внутри каждого зашито примерно десять зданий, почти буквально показанных со всех сторон (в оформлении сборника активное участие принял Музей архитектуры, предоставивший научные материалы и графику). Новое исправленное и дополненное издание, обобщает в одном итоговом томе три раздельных бедекера, вышедших несколькими годами ранее.

«Энциклопедия русского авангарда» в трех томах (четырех книгах). Под редакцией Василия Ракитина и Андрея Сарабьянова. Издательство Global Expert and Service Team

К монументальному начинанию Василия Ракитина и Андрея Сарабьянова, состоящему из четырех внушительных книг (последний, третий, том вышел в двух частях), можно относиться по-разному. В рецензиях на Энциклопедию русского авангарда почти всегда есть не только слово «фундаментальный», но и критика. Никто, однако, не в состоянии пока повторить этот титанический труд. В три тома вошли 1224 статьи, написанные 233 специалистами, ведущими в своих областях, здесь более 4000 изображений, представленных 88 зарубежными и российскими музеями. Ничего подобного у нас в России не было: XXI век давно наступил, а итоги предыдущего периода отечественного искусства так и не обобщены. Авторский коллектив под руководством Ракитина и Сарабьянова классифицировал и описал самую передовую его часть. Теперь можно ждать взвешенную общую историю русского искусства ХХ века.

Номинация «Личный вклад» (4 номинанта)

Алексей Ананьев

Владелец крупнейшей в России коллекции соцреализма, основатель Музейно-выставочного комплекса «Институт русского реалистического искусства» (Москва). В 2014 году на аукционе Sotheby’s приобрел за ?1,762 млн ($2,953 млн) картину Георгия Нисского «Над снегами» (1964) из коллекции Международной конфедерации союзов художников, установив исторический рекорд для советской живописи. В начале года ИРРИ при поддержке Sotheby’s провел в Лондоне выставку Советский спорт, объединившую работы из собрания Алексея Ананьева, РОСИЗО, Государственной Третьяковской галереи, которая затем была показана и в Москве. Весь год ИРРИ проводил активную выставочную политику.

Виктор Вексельберг

Основатель Культурно-исторического фонда «Связь времен», попечитель Еврейского музея и центра толерантности (Москва), самый известный в России коллекционер произведений ювелирного искусства фирмы Фаберже, создатель частного Музея Фаберже (Санкт-Петербург), который открыт для публики с мая 2014 года. За создание музея Виктор уже отмечен премией «Меценат года. Год культуры — 2014». Значительная часть коллекции Виктора Вексельберга будет по-прежнему участвовать в передвижных выставках по стране и за рубежом.

Андрей Филатов

Коллекционер советского искусства, основатель фонда Art Russe (ранее Арт-фонд семьи Филатовых). В 2014 году совместно с РОСИЗО организовал международные гастроли в Венеции и Лондоне выставки советского классика Виктора Попкова из собрания фонда, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и других институций. Один из важных спонсоров Государственной Третьяковской галереи. Поддержал реставрацию и реконструкцию Музея шахмат (Москва). Заявлял о своем желании, чтобы в Лувре появился отдел русского искусства, а в Лондоне — музей соцреализма.

Дмитрий Ханкин

Совладелец галереи «Триумф», которая в 2014 году была представлена на международных ярмарках современного искусства Viennafair The New Contemporary (Вена) и Art Stage (Сингапур) и поставила рекорд по количеству выставок на разных площадках в России. Помимо выставок непосредственно в галерее, «Триумф» поддержала выставку Александра Виноградова и Владимира ДубосарскогоМосква: ускользающая реальность в Музее Москвы, серию персональных выставок молодых художников Большие надежды в Центральном выставочном зале «Манеж», выставку финалистов конкурса искусства и дизайна Jameel Prize 3 в Московском государственном выставочном зале «Новый Манеж» и др. Имя Дмитрия Ханкина было на слуху и в связи с отменой совместного с Музейно-выставочным объединением «Манеж» проекта — выставки Бэнкси в Москве.

Номинация «Выставка года» (4 номинанта)

Основной проект Европейской биеннале современного искусства Manifesta 10 на площадке Государственного Эрмитажа. Санкт-Петербург

Большая выставка, большие имена, известный куратор из Европы — такое у нас случается примерно раз в два года, когда проводятся московские биеннале, Петербургу же в этом смысле нечем было похвастать более 20 лет.

«Золотой век русского авангарда». Проект Питера Гринуэя и Саскии Боддеке. Манеж, Москва

С помощью инновационных технологий авторы — режиссеры Питер Гринуэй и Саския Боддеке«оживили» более тысячи шедевров искусства первых десятилетий ХХ века. Лиля Брик, ВасилийКандинский, Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Александр Родченко и Владимир Татлин в исполнении молодых российских актеров разыгрывали реальные истории эпохи рождения и гибели русского авангарда. Мультимедиа и полиэкраны — без технологических новшеств не обходится ни одна выставка, претендующая называться зрелищной (и, соответственно, собирать широкую публику). Чем больше диагональ, тем выше посещаемость — выставка подтвердила справедливость этого тезиса. Впервые такой большой проект был заказан специально для России крупным западным авторам и профинансирован Министерством культуры РФ и Департаментом культуры города Москвы.

«Post-pop. East meets West» («Постпоп-арт. Встреча Востока и Запада»). Галерея Saatchi, Лондон

Проект инициирован фондом русского коллекционера и лондонского резидента Игоря ЦукановаZhukanov Family Foundation. Выставка прошла на площадке лондонской галереи Saatchi и соединила художников стран — мировых лидеров коммунизма или капитализма: США и Великобритании, Советского Союза и Китая. Куратором с российской стороны был Андрей Ерофеев, который сформулировал концепцию выставки как «второй ответ на господствующую визуальную образность, поколение постпоп, которое относится к принципам поп-арта примерно как поп-арт относился к визуальному мейнстриму, — идеологическая или рекламная образность, по-разному призывная, своего рода эсперанто мирового сообщества».

Выставочный цикл «Большие надежды». Манеж, Москва

«Большие надежды» — новый выставочный цикл Музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб» при поддержке галереи «Триумф». Проект создан как прогрессивная платформа для визуальных экспериментов и медиаинноваций молодых российских художников, которые обрели собственный голос и узнаваемый почерк и находятся в активном поиске средств выражения, готовы пробовать новые способы общения с публикой, осваивать экспериментальные пространства, рисковать и исследовать пограничные территории визуального искусства и мультимедиа. Длительность каждой выставки — около месяца, в течение которого художник в собственной манере работает с выставочным пространством и показывает новые премьерные проекты. Это этап в биографии художника, который фиксирует переход многообещающего молодого автора в статус серьезного профессионала и открывает ему новые перспективы в личном поиске и идентификации себя в художественной системе. И конечно, Большие надежды — это возможность открыть персональную выставку для огромной аудитории в одном из главных выставочных залов Москвы и при этом сохранить за собой свободу эксперимента. В 2014 году в рамках цикла Большие надежды прошли выставки Романа Мокрова, Евгения Гранильщикова и Дины Караман.

Пресс-служба ВСМЗ

Фото: http://clubs.ya.ru

Расскажи другим
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Digg

Оставить Ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*